Инклюзивное образование
Инклюзивное образование на территории Зимовниковского района
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (обучающийся с ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Федеральный закон №273 — ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п.16).
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
В соответствии со ст.41, пп.6 п.1 ст.48, ст.79, ст.99 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в общеобразовательных организациях Зимовниковского района организовано получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и ведется коррекционная работа с вышеуказанной категорией детей.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определялись адаптированными образовательными программами, а для инвалидов — в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Условия для получения образования обучающимися с ОВЗ включали:
— использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания;
— специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
— специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
— проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
— обеспечение доступа в здания общеобразовательных организаций.
На начало 2020-2021учебного года в общеобразовательных организациях Зимовниковского района обучаются 68 детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, из них:
- обучаются на дому — 35 человек;
- инклюзивно (в общеобразовательном классе) — 23 человека.
Кроме того, 25 детей с ОВЗ школьного возраста обучаются в специальных образовательных организациях Ростовской области. 1 ребенок с ограниченными возможностями здоровья находится на обучении в форме семейного образования.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вовлечены во внеурочную деятельность, многие из них активно посещают кружки и секции.
В общеобразовательных организациях дети с ОВЗ и инвалидностью получают следующие виды коррекционной помощи: психологическое диагностирование, индивидуальные и групповые коррекционно — развивающие занятия, индивидуальные занятия по устранению пробелов в знаниях, консультирование обучающихся и их родителей, психолого — педагогическая и социально — педагогическая поддержка.
Консультационные центры
психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям)
В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, согласно Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.3 ст. 64 в Зимовниковском районе на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Тополек» создан Консультационный центр (пункт), расположенный по адресу:
347460, п. Зимовники, пер. Богдановский, 2 а, тел.\факс 8(86376)3-26-60
E-mail: Тopolek-doy@ yandex.ru
Официальный сайт: http://zimtopolekdoy.jimdo.com/
Консультационные центры являются современной формой открытого взаимодействия образовательной организации с родителями, где семья может получить методическую и практическую помощь в воспитании, развитии и обучении детей раннего и дошкольного возраста.
Методическая, психолого-педагогическая и консультативная помощь родителям (законным представителям) дошкольников предоставляется в помещениях дошкольной образовательной организации (кабинетах учителя – логопеда, педагога-психолога, методическом кабинете и др.), а также посредством дистанционного общения в зависимости от актуальных образовательных потребностей.
Организация психолого-педагогической помощи родителям и детям в Консультационном центре строится на основе интеграции деятельности разнопрофильных специалистов:
-педагога-психолога,
-учителя-логопеда,
-инструктор по физической культуре,
-музыкального руководителя,
-старшего воспитателя.
Консультационный центр осуществляет следующие направления деятельности:
- просвещение родителей (законных представителей) – информирование,
направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей (законных представителей) с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;
- консультирование - информирование родителей о психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, о преодолении кризисных ситуаций.
Помощь родителям в консультационном центре оказывается бесплатно. Родители могут получить консультацию при первом обращении в консультационный пункт или договориться о встрече с конкретным сотрудником дошкольной организации.
Информация для родителей (законных представителей)
Справочная информация о созданных в коррекционных школах Ростовской области ресурсах получения профессионального обучения в рамках мероприятий по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019 году
В целях реализации в 2019 году мероприятия по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья федерального проекта «Современная школа» между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Ростовской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Ростовской области на реализацию мероприятия «Поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья» федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование от 09.02.2019 № 073-08-2019-454 на сумму 42 156,94 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет 41 313,8 тыс. рублей.
Обновление материально-технической базы проведено в 10 организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам: ГКОУ РО «Азовская специальная школа № 7», ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение», ГКОУ РО «Николаевская специальная школа-интернат», ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 38», ГКОУ РО «Ростовская специальная школ-интернат № 41», ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 42», ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 48», ГКОУ РО «Ростовский областной центр образования неслышащих учащихся», ГКОУ РО «Таганрогская специальная школа № 19», ГКОУ РО «Шахтинская специальная школа-интернат № 16», в том числе оснащение современным оборудованием:
- трудовых мастерских для реализации предметной области «Технология» (для внедрения современных программ трудового и профессионального обучения в коррекционных школах по востребованным на рынке труда профессиям);
- учебных кабинетов по предметной области «История и обществознание»,«Русский язык и литература», «Биологи», «Химия», «Физика», компьютерных классов;
- диагностическими комплексами, коррекционно-развивающими и дидактическими средствами кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, сенсорных комнат, залов для занятий лечебной физкультурой;
- для реализации программ дополнительного образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по направлениям «Робототехника», «Декоративно-прикладное искусство», «Фотовидеодело».
В рамках реализации мероприятия по поддержке образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обновлена материально-техническая база школьных мастерских по 6 профилям трудового и профессионального обучения:
«Обувное дело» - 1 мастерская в ГКОУ РО Ростовской школе-интернате № 41;
«Швейно-вязально-вышивальное дело» - 1 мастерская в ГКОУ РО «Таганрогская специальная школа № 19»;
«Агропромышленный профиль» - 1 мастерская в ГКОУ РО «Николаевская специальная школа-интернат»;
«Поварское дело» - 2 мастерских: в ГКОУ РО Азовской школе № 7, ГКОУ РО «Таганрогская специальная школа № 19»;
«Гончарное дело» – 3 мастерских: в ГКОУ РО Ростовской школе-интернате № 41, ГКОУ РО Шахтинской специальной школе-интернате № 16, ГКОУ РО Волгодонской специальной школе-интернате «Восхождение»;
«Картонажно-переплетное дело» - 4 мастерских: в ГКОУ РО Азовской школе № 7, ГКОУ РО Ростовской школе-интернате № 41; ГКОУ РО Ростовской школе-интернате № 42, ГКОУ РО РОЦОНУ.
Подробная информация размещена на официальных сайтах учреждений.
Нормативно-правовая база
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Методические рекомендации по организации логопедической помощи
Письмо Минобрнауки России Об организации работы по СИПР728
Приложение к Приказу Минобразования РО № 108 от 28.02.2017
Приказ МОРФ от 10 апреля 2002 г. N 29_2065-п
письмо МОРО в МОУО - об обучении на дому
План мероприятий по созданию условий инклюзивного образования
Методические материалы:
Методические материалы для работы с детьми с ОВЗ с использованием дистанционных технологий
Информационно-методические материалы (Блок I) размещены и доступны для скачивания по ссылке: https://yadi.sk/d/58JtUG_CboznTA?w=1.
Методическое руководство по включению ребенка с мультисенсорными нарушениями (нарушения зрения и слуха) в дистанционный образовательный процесс (в 3-х частях) Часть 1. «Подготовка и проведение психолого-педагогического консилиума для диагностики возможностей ребенка, ресурсов семьи и разработки содержания индивидуальной программы коррекционной работы в дистанционном формате».
Методические рекомендации по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП вариант 1) с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Методические рекомендации по сопровождению обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант II) в процессе реализации специальных индивидуальных программ развития (далее – СИПР) опосредованно (на расстоянии) с применением электронных ресурсов.
Методические разработки (с видеофрагментами) коррекционных занятий по коррекционно-развивающей области для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР 1-4 классов (АООП 2 вариант) (видеофрагменты).
Методические разработки (с видеофрагментами) коррекционных занятий по логопедии для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР 1-5 классов (АООП 2 вариант). Видеоматериалы (фрагменты учебных занятий с обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР 1-5 классов): видеоматериалы к учебному курсу «Изобразительная деятельность», 1 - 5 класс (АООП 2 вариант).
Информационно-методические материалы (Блок II) размещены и доступны для скачивания по ссылке: https://yadi.sk/d/58JtUG_CboznTA?w=1.
Методические рекомендации «Использование ассистивных технологий на занятиях учителя-логопеда с детьми с задержкой психического развития в условиях дистанционного обучения».
Методические рекомендации по реализации коррекционно-развивающих курсов для обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования в условиях дистанционного обучения.
Методические рекомендации для родителей детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью по организации совместной игры в развивающих занятиях с ребенком в условиях вынужденной самоизоляции.
Методические рекомендации и материалы для организации дистанционного сопровождения родителей специалистами отдельных образовательных организаций для обучающихся с нарушениями слуха:
«Развитие речевого слуха в естественных повседневных ситуациях коммуникации»;
«Рекомендации по развитию познавательных процессов у ребенка с нарушенным слухом»;
«Рекомендации по подбору игр и упражнений для развития слуха»;
«Читаем с ребѐнком»;
Видеоматериалы:
Видеокомплекс спортивных упражнений;
Видеорекомендации к занятиям по формированию речевого слуха;
Видеорекомендации по работе с детьми на этапе автоматизации звуков;
Примеры подготовки видео уроков для детей с нарушениями слуха.
Методические рекомендации для родителей «Как можно подготовить ребенка к исследованию слуха».
Рекомендации для школьных педагогов, сотрудников психологической службы по организации взаимодействия с учениками с РАС и их семьями в условиях дистанционного обучения.
_________________________________________