Постинтернатное сопровождение
Постинтернатное сопровождение(илиадаптация) ― комплекс услуг, с помощью которых специалисты помогаютдетям-сиротам(от 18 до 23 лет) адаптироваться к самостоятельной жизни после выпуска из учреждений или замещающих семей. Выпускникам помогают заполнить квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, оформить квартиру в собственность, оказывают содействие при трудоустройстве.
Вшироком смыслепостинтернатное сопровождение рассматривается как комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направленных на успешную социальную адаптацию выпускника учреждения для детей-сирот или замещающей семьи их самореализацию, снижение числа правонарушений и преступлений, совершаемых как самими лицами рассматриваемой категории, так и по отношению к ним.
В узком смысле данное понятие рассматривается как деятельность постинтернатных воспитателей по оказанию содействия лицам из числа детей-сирот в получении образования, трудоустройстве, защите и обеспечении реализации прав на жилое помещение, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, а также по обеспечению физического, психического, нравственного и духовного развития, осуществляемая на основе договора о постинтернатном сопровождении.
Постинтернатное сопровождение рассматривается как процесс адаптациидетей-сироти детей, лишенных родительского попечения, к социальным условиям вне учреждения, когда выпускник входит в самостоятельную жизнь.
Порядок межведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению
и социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
ранее воспитывавшихся в семьях опекунов (попечителей)
(утвержден Постановлением ОМ КДНиЗП от 21.12.2021г. №2.3-П/49)
1. Цели и задачи. Постинтернатное сопровождение и социальная адаптация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее воспитывавшихся в семьях опекунов (попечителей), осуществляется в целях создания условий для их подготовки к самостоятельной жизни и успешной социализации.
Основными задачами утверждения Порядка являются:
- организация учета выпускников, в том числе нуждающихся в оказании содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
- определение полномочий органов и организаций, входящих в систему постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников;
- определение алгоритма взаимодействия между органами и организациями, входящими в систему постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников, с целью оказания выпускнику своевременной помощи.
2. Основные понятия
Банк данных выпускников – совокупность сведений о выпускниках, сформированных на уровне муниципального района (городского округа) Ростовской области и на областном уровне, позволяющих организовать учет и мониторинг своевременного оказания помощи;
Выпускники - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершившие пребывание в организации для детей-сирот или в семье опекуна (попечителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
Договор о постинтернатном сопровождении - договор, заключаемый между выпускником и организацией для детей-сирот об оказании выпускнику консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иных видов помощи;
Индивидуальная программа сопровождения выпускника – программа, включающая план мероприятий по реализации постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников;
Организации для детей-сирот-образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещены под надзор (центры помощи детям (ранее-детские дома), государственные общеобразовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы);
Постинтернатное сопровождение выпускников – комплекс мероприятий, обеспечивающих оказание выпускникам помощи в решении вопросов социальной адаптации, получения профессионального образования, трудоустройства, обеспечения жильем, защиты имущественных и иных прав;
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность выпускника, которую он не может преодолеть самостоятельно.
3. Органы и учреждения системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников.
3.1. Координацию работы органов и учреждений системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников в муниципальном районе (городском округе) осуществляет муниципальный совет (далее-Координационный совет), состав которого утверждается распорядительным документом руководителя органа местного самоуправления.
3.2. В состав Координационного совета могут быть включены представители: органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования (далее-орган опеки и попечительства); органа управления социальной защиты населения; органа управления здравоохранением; органа внутренних дел; государственного казенного учреждения Ростовской области центра занятости населения (далее-центр занятости населения); центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания семьи и детей; муниципального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; социально ориентированных некоммерческих организаций и иных организаций.
3.3. Координацию работы по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников в Ростовской области осуществляет министерство общего и профессионального образования Ростовской области (далее – минобразование Ростовской области).
4. Организация работы по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников
4.1. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей:
- реализует программу подготовки воспитанника к самостоятельной жизни, утвержденную в установленном порядке;
- осуществляет мероприятия по своевременному включению воспитанников в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем;
- за 1 месяц до окончания срока пребывания воспитанника в учреждении разрабатывает индивидуальную программу сопровождения по форме приложения №1 к настоящему порядку;
- в целях организации получения выпускниками профессионального образования ежегодно, в срок до 30 апреля, предоставляет в минобразование Ростовской области списки выпускников по форме приложения №2 к настоящему порядку с приложением медицинских справок с отметкой о профессиональной пригодности;
- предоставляет выпускнику памятку о мерах государственной поддержки, государственных и социально-ориентированных некоммерческих организациях, в которые необходимо обратиться в случае возникновения трудной жизненной ситуации;
- в течение 5 рабочих дней с даты отчисления выпускника информирует орган опеки и попечительства по месту обучения (трудоустройства) о прибывшем выпускнике по форме приложения №2 к настоящему порядку, орган опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот – об убытии выпускника;
- ведёт Банк данных выпускников организаций для детей-сирот в порядке, установленном минобразованием Ростовской области;
- по заявлению выпускника заключает с ним договор о постинтернатном сопровождении;
- оказывает консультативную, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную и иную помощь выпускникам;
- организует работу клуба выпускников;
- при наличии возможности предоставляет выпускникам право длительного бесплатного проживания и (или) питания на срок до 1 года и (или) краткосрочного проживания на период каникулярных, выходных и праздничных нерабочих дней;
- взаимодействует с социально-ориентированными некоммерческими организациями в целях оказания помощи выпускникам;
- информирует муниципальный координационный совет о целесообразности завершения сопровождения и прекращении сведений о гражданине в Банке данных выпускников организаций для детей-сирот.
4.2. Муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования (органы опеки и попечительства):
- осуществляют формирование и ведение Банка данных выпускников организаций для детей-сирот и Банка данных выпускников замещающих семей в порядке, установленном минобразованием Ростовской области;
- при перемене места жительства выпускника в пределах Ростовской области в течение 3 рабочих дней в письменной форме информируют орган опеки и попечительства и профессиональное образовательное учреждение по новому месту жительства по форме согласно приложению №2 настоящего порядка с направлением рекомендаций о его сопровождении;
- осуществляют постановку на учет в органе опеки и попечительства, ведение и хранение личных дел, контроль за условиями жизни выпускников, не достигших возраста 18 лет, в отношении которых орган опеки и попечительства исполняет обязанности законного представителя;
- при необходимости осуществляют корректировку индивидуальной программы сопровождения выпускников, но не реже 1 раза в год;
- осуществляют мероприятия по защите личных и имущественных прав выпускников;
- информируют органы и учреждения системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников о возникновении у выпускника трудной жизненной ситуации и оказании помощи;
- ходатайствуют перед Координационным советом о рассмотрении вопроса об оказании комплексной помощи выпускникам, требующей участия нескольких органов и учреждений системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников;
- совместно с замещающими родителями составляют индивидуальную программу сопровождения выпускника, завершившего нахождение в замещающей семье;
- ведут учет выпускников, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, обследуют условия их жизни в порядке, установленном минобразованием Ростовской области, информируют органы и учреждения системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников о необходимости оказания помощи, ежеквартально информируют Координационный совет о состоянии работы по использованию жилых помещений специализированного жилищного фонда.
4.3. Профессиональные образовательные учреждения:
- зачисляют выпускников на полное государственное обеспечение;
- создают в общежитии условия для проживания выпускников;
- осуществляют сопровождение выпускников в целях получения ими профессионального образования, воспитания и постинтернатной адаптации до окончания обучения или достижения возраста 23 лет;
- организуют занятость и отдых выпускников на период каникулярных дней;
- за месяц до предполагаемой даты прибытия обучающегося к месту отдыха (занятости) в каникулярные дни, информируют орган опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения выпускника в каникулярные дни для организации контроля;
- за месяц до начала каникулярных дней письменно ходатайствуют перед центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей, о предоставлении выпускнику возможности краткосрочного проживания;
- согласовывают отчисление и перевод несовершеннолетних обучающихся с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органом опеки и попечительства, Координационным советом;
- не позднее чем за 30 дней до отчисления совершеннолетнего выпускника, информируют об этом орган опеки и попечительства и организацию для детей-сирот, откуда он прибыл;
- участвуют в реализации индивидуальной программы сопровождения в пределах своей компетенции;
- содействуют в решении проблем жизнеустройства и адаптации выпускников в новой социальной среде;
- взаимодействуют с центрами занятости населения, Советами директоров предприятий различных форм собственности и бизнес-сообществом по вопросам трудоустройства выпускников;
- проводят мониторинг социальной адаптации детей-сирот в соответствии с порядком, установленным минобразованием Ростовской области.
4.4. Органы управления социальной защитой населения:
- участвуют в реализации индивидуальной программы сопровождения выпускника в пределах своей компетенции;
- консультируют выпускников по вопросам предоставления мер государственной поддержки;
- предоставляют выпускникам меры государственной поддержки в соответствии с законодательством;
- организуют предоставление услуг выпускникам учреждениями социального обслуживания семьи и детей.
4.5. Органы управления здравоохранением:
- участвуют в реализации индивидуальной программы сопровождения выпускника в пределах своей компетенции;
- по обращению организаций для детей-сирот или органов опеки и попечительства организуют диспансерное наблюдение выпускников, имеющих хронические заболевания, ограниченные возможности здоровья и инвалидность, обеспечивают медицинское обслуживание по месту их проживания;
- содействуют в оформлении медицинских документов, в том числе при трудоустройстве;
- оказывают патронажную и консультативную помощь молодым матерям и беременным из числа выпускников.
4.6. Центр занятости населения:
- участвует в реализации индивидуальной программы сопровождения выпускника в пределах своей компетенции;
- проводит по запросам организаций для детей-сирот профориентационные занятия в целях содействия выпускникам в профессиональном самоопределении;
- проводит профессиональную ориентацию выпускников, обратившихся в органы службы занятости населения, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
- оказывает содействие в трудоустройстве выпускников, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы;
- осуществляет организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для выпускников, признанных в установленном порядке безработными;
- информирует организации для детей-сирот и органы опеки и попечительства о трудоустройстве выпускников.
4.7. Органы внутренних дел:
- в установленном порядке проводят индивидуальную воспитательную и профилактическую работу в отношении выпускников, совершивших правонарушения;
- в случае совершения выпускниками противоправных действий, согласовывают план воспитательных мероприятий с Координационным советом.
4.8. Учреждения социального обслуживания семьи и детей, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:
- участвуют в реализации индивидуальной программы сопровождения выпускника в пределах своей компетенции;
- участвуют в оказании выпускнику психолого-педагогической, медицинской, социальной и иной помощи.
4.9. Муниципальный координационный совет:
- рассматривает вопросы состояния работы по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников и предложения о повышении эффективности работы;
- утверждает индивидуальную программу сопровождения выпускника;
- координирует оказание комплексной помощи выпускникам, требующей участия нескольких органов и учреждений системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников;
- принимает решение о прекращении учета сведений о выпускнике в Банке данных выпускников организаций для детей-сирот и Банке данных выпускников замещающих семей в связи с успешной социализацией или иным причинам (перемена места жительства, смерть).
4.10. Минобразование Ростовской области:
- формирует Банк данных выпускников организаций для детей-сирот и Банк данных выпускников замещающих семей в установленном порядке;
- проводит ежегодный мониторинг исполнения порядка формирования Банка данных выпускников организация для детей-сирот и Банка данных выпускников замещающих семей и информирует о его результатах руководителей органов местного самоуправления;
- запрашивает в органах и учреждениях системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников информацию, необходимую для оценки состояния работы;
- рассматривает предложения органов и учреждений системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников о повышении эффективности работы.
План работы «Клубов выпускников» на 2024г.
№ |
Дата |
Время |
Место проведения |
Тема |
Форма проведения |
Ответственный исполнитель |
Батайский центр помощи детям, г. Батайск, ул. Куйбышева, 165, 8 (863-54) 2 25 66 |
||||||
1 |
21.02.2024 |
15.00 |
Социальная гостиница Батайского центра помощи детям |
Круглый стол с выпускниками, получившими жилье «Мой дом- проблемы и заботы». |
дискуссия (теоретическое) |
социальный педагог Соломахина С.П. 8-908-181-46-90 |
2 |
18.06.2024 |
16.00 |
Кабинет педагога-психолога Батайского центра помощи детям |
Групповой тренинг по овладению практическими навыками «Побеждаем все тревоги» |
тренинг |
социальный педагог Соломахина С.П. 8-908-181-46-90 |
3 |
24.07.2024 |
16.00 |
Социальная гостиница Батайского центра помощи детям |
Деловая игра по финансовой грамотности «Семейный бюджет». |
социальная игра |
социальный педагог Соломахина С.П. 8-908-181-46-90 |
4 |
14.11.2024 |
15.00 |
Актовый зал Батайского центра помощи детям |
Круглый стол «Учимся быть юридически грамотными». |
круглый стол |
социальный педагог Соломахина С.П. 8-908-181-46-90 |
Островянский центр помощи детям, Орловский район, х. Островянский, ул.Советская, 21, 8(863-75) 44-1-75 |
||||||
1 |
22.03.2024 |
16:00 |
ГКУСО РО Островянский центр помощи детям |
Тренинг «Научись быть счастливым» |
теоретическое занятие |
социальный педагог Севостьянова В.В. |
2 |
21.06.2024 |
16:00 |
ГКУСО РО Островянский центр помощи детям |
Тренинг «Успешное трудоустройство» |
практическое занятие |
социальный педагог Севостьянова В.В. |
3 |
20.09.2024 |
16:00 |
ГКУСО РО Островянский центр помощи детям |
Тренинг «Радость общения» |
теоретическое занятие |
социальный педагог Севостьянова В.В. |
4 |
20.12.2024 |
16:00 |
ГКУСО РО Островянский центр помощи детям |
Тренинг «Управление временем» |
практическое занятие |
социальный педагог Севостьянова В.В. |